Держава дискримінує переселенців : пенсії, соціальні виплати… Хто наступний?
Нижче подається нарис про перевірки виплат переселенцям і про обурення людей ситуацією, яка склалася.
Наша позиція така: люди, що залишилися на окупованих територіях, проживають у “сірих зонах” – це громадяни України.
Україна не оголосила стану війни, люди мають українське громадянство, українські паспорти. А держава наче про них забула. Більше того, масово відбирають у людей право на підтримку від держави. Це неподобство, навіть незважаючи на те, що виявляються де-не-де шахраї. Припинення пенсійних виплат, які є для більшості єдиним засобом існування ( а в основному, на місцях залишились старі, немічні люди, мало-мобільні або взагалі нетранспортабельні). – то є брутальне порушення прав людини. І де людям їхати? Хіба держава створила умови для переселенців? Звісно, щось було зроблено. Але старі та немічні люди не зможуть витримати у міграції те, що витримуємо з великими труднощами ми, молодші і міцніші .
Маємо надію, що Мінсоцполітики відмовиться від практики порушення прав людини . Хай перевіряють не в авральному порядку за методою “ліс рублять – тріски летять”, а в поточному порядку, щоб не збурювати людей і не ставити їх перед свавіллям влади.
Люди заслужили свої пенсії, інваліди мають право на підтримку і допомогу від держави. Невже ми дожилися до того, що владі тереба нагадувати ці істини?!?.
Лариса Заливна, правозахисниця
Нижче – стаття Анни Романенко:
Государство против ВПЛ: дискриминация по территориальному признаку
06.03.2016
Проверки статуса ВПЛ, инициированные Минсоцполитики и СБУ в конце февраля, имели эффект разорвавшейся бомбы. Государство после двух лет войны на востоке решило провести аудит своих социальных выплат и заговорило о беззаконии и махинациях, происходящих при оформлении статуса ВПЛ. В результате такого открытия сотни тысяч человек в Украине остались без средств к существованию – им отказали в соцвыплатах и пенсиях. Сегодня все эти люди заявляют о дискриминации в отношении них по территориальному признаку.
Журналисты CitySites разбирались, что на самом деле сегодня происходит в регионах, являющихся лидерами по приему ВПЛ, что думают эксперты и как реагируют люди на нововведения правительства.
Регионы лихорадит
Данные о численности переселенцев постоянно меняются, но по последней информации, лидерами по приему ВПЛ остаются Луганская (232 тысячи), Харьковская (211 тысяч), Киевская ( 127 тыс. чел.), Донецкая (111 тысяч), Днепропетровская (75 тысяч) и Запорожская области (66 тысяч. Однако проверять будут в первую очередь те регионы, которые географически наиболее близко расположены к временно оккупированным территориям. То есть Киев и Киевскую область проверки пока не коснутся. Спокойно сейчас и во Львове, который тоже очень притягателен для переселенцев. По данным департамента социальной защиты Львовской ОГА, сегодня в области проживает 11546 переселенцев. Но из них только 7 тысяч получают социальное пособие в статусе ВПЛ, остальные нашли работу, а потому предпочитают не связываться с тяжелой государственной машиной.
А вот в Днепропетровской области проверки уже начались. На сегодня контролем адресов, по которым проживают переселенцы, занимаются сотрудники миграционной службы и управления соцзащиты ОГА совместно с новой полицией. Проверка не завершена, но уже сейчас люди страдают из-за задержек соцвыплат. В управлении труда и социальной защиты населения обещают возобновить выплаты в полном объеме в ближайшие недели, а отказать в выплатах могут лишь тем, кто по той или иной причине попал в списки СБУ. Однако это мало успокаивает людей, особенно тех, кто в списки СБУ попал безосновательно.
В Луганской области проверки начались еще в начале февраля и сразу же были остановлены выплаты 3 тысячам человек. Проверки продолжаются..
С результатами расследования фактов мошенничества при оформлении ВПЛ уже выступили в Харьковской области. Здесь под подозрение попали более 90 тысяч. 15 тысячам переселенцев на данный момент уже приостановлены социальные выплаты.
В Мариуполе – самом большом городе на территории свободной Украины в Донецкой области – приостановлены социальные выплаты 22 тысячам человек. Кроме того, отказано в получении пенсий 10 тысячам человек – они не смогли подтвердить свое постоянное проживание в Мариуполе.
Все это, конечно, вызывает шквал недовольства. Люди выстраиваются в длинные очереди в социальные службы для подтверждения своего статуса и негодуют, что у них сначала отбирают деньги, а только потом проводят полноценную проверку. По идее, все должно быть с точностью до наоборот. Как например, в Запорожской области. Несмотря на все циркуляры из центра, здесь выплаты за февраль произвели ВПЛ в полном объеме и заявили, что только в марте начнут останавливать платежи – по результатам проведенной проверки.
Махинации есть
То, что махинации с социальными выплатами для ВПЛ существуют, сегодня очевидно. Причем не только для социальных работников и служащих Пенсионного фонда. Например, с началом проверки десятки, если не сотни мариупольцев стали получать на свои домашние адреса приглашения к неким лицам прийти в УТСЗН и подтвердить свой статус переселенца. Мариупольцы признаются: то, что по их адресу зарегистрированы какие-то люди в качестве переселенцев – для них большой сюрприз. “Никому разрешения регистрироваться у себя в квартире я не давала. Это что же такое!” – возмущается Татьяна С.
Мариупольцы признаются: то, что по их адресу зарегистрированы какие-то люди в качестве переселенцев – для них большой сюрприз.
Известны случаи массовой регистрации фиктивных переселенцев на один адрес в Харьковской области. На Харьковщине уже открыто 16 уголовных производств по фактам махинаций с соцвыплатами переселенцам из зоны АТО. 16 уголовных производств расследуют факты подделки документов, злоупотребления служебным положением и служебный подлог.
“Вы просто посчитайте: в одном только Мариуполе 22 тысячи человек получали пособие переселенца незаконно. Это от 400 до 800 грн. на каждого. Даже если считать по минимальному размеру, – в сумме почти 9 миллионов гривен ежемесячно! За эти деньги можно было бы реконструировать какое-то здание под жилье для переселенцев, создать действительно хорошие условия для нежелающих жить в оккупации. На сегодня в городе таких условий нет. И обратись ко мне семья из Донецка с просьбой помочь с жильем, я ничем не смогу помочь “, – говорит директор Мариупольского городского центра социальных служб для детей семьи и молодежи Ульяна Токарева.
То есть в части блокирования адресной материальной для переселенцев сегодня ни у чиновников, ни у соцработников, ни в целом в обществе разногласий нет.
Споры разгорелись вокруг выплат, назначение которых не привязано к территории, – вокруг пенсий и социальных пособий.
Предательство Украины
Готово или не готово государство платить своим гражданам в Донецке и Луганске пенсии, помощь по рождению ребенка и пр.? До недавнего времени у государства ответа на этот вопрос не было, и оно закрывало глаза на “пенсионный туризм” , процветающий в прифронтовых городах. Но теперь, похоже, оно таки нашло для себя “правильную формулу”, решив отказать в украинских пенсиях всем, кто остается “там, а не здесь”.
Насколько законно это решение, спорят сейчас два профильные министерства – Минфин и Минсоцполитики.
В интервью газете “Зеркало недели” представители министерств дают кардинально противоположную позицию по этому сложному вопросу. В Минфине уверены: не знаешь как поступать – поступай по закону. А закон гласит: все граждане Украины имеют право на пенсию, не зависимо от места проживания. Будь ты украинским пенсионером в Австрии, России или в Испании, ты все равно получишь положенную тебе социальную выплату.
Минсоц отвечает: все так, но у Украины с этими странами заключен договор. Никакого договора с ОРДЛО у Украины нет и быть не может.
На что Минфин возражает: конечно, но так ведь и выплаты пенсий и пособий производятся не в ОРДЛО, а в Украине. Почему люди не могут выехать на свободную территорию и получить то, что им положено по закону?
Но и на это у Минсоца есть ответ: эти деньги будут работать на врага, а этого мы допустить никак не можем.
И можно было бы эту точку зрения принять, если допустить, что на оккупированных территориях живут только враги. Но так ли это?
Мне противно брать в руки российские рубли. Но сегодня моя страна отказывается от меня окончательно и буквально толкает в ДНР. Выезжать мне некуда и не к кому. На пенсию в арендованной квартире да еще с оплатой коммуналки не проживешь. Тут никакого пособия не хватит, если ты одинок. И получать украинскую пенсию я теперь не смогу. Оформила российскую. Как-то же надо жить! Я чувствую, что моя страна меня предала…
“Я переоформила украинскую пенсию сразу же после начала оккупации. И до последнего момента принципиально не получала пенсию в рублях. Для меня это был принципиальнейший вопрос, – рассказала нам дончанка Наталья Переверзева (имя изменено). – Я живу с одной мыслью – когда же в Донецк вернется Украина. Мне противно брать в руки российские рубли. Но сегодня моя страна отказывается от меня окончательно и буквально толкает в ДНР. Выезжать мне некуда и не к кому. На пенсию в арендованной квартире да еще с оплатой коммуналки не проживешь. Тут никакого пособия не хватит, если ты одинок. И получать украинскую пенсию я теперь не смогу. Оформила российскую. Как-то же надо жить! Я чувствую, что моя страна меня предала…”
Закон на грани беззакония
Елена – переселенка из Донецка. Она выехала из города летом 2014 года и ни разу приезжала обратно. Получила статус ВПЛ и регулярно продлевала свою справку в службе социальной защиты.
“Когда я цитировала сегодня законодательство девушкам в соцзахисте, они смотрели на меня с ненавистью и говорили: а нам сегодня ночью пришло другое указание – вы знаете, что законы у нас меняются каждый час. Это мне сказала инспектор, которая предупредила, что с сегодняшнего дня с меня сняты все выплаты, а возобновить их смогут, если СБУ отменит в отношении меня запрет на выплату, но после этого мне нужно продлить справку, это неизвестно когда будет, и только после этого я смогу стать на очередь к инспектору, которая оформляет соцпомощь на проживание. Но запись к ней уже идет на середину марта. То есть я в очередь не попадаю на март, и все выплаты, начиная с сегодняшнего дня, уже не вернут, а заново начнут платить с того дня, когда я по предварительной записи попаду к инспектору по оформлению соцпомощи. Тут я и сказала, что в постановлении как раз было принято изменение: выплачивать не со дня обращения, а со дня приостановки, возмещать полностью недоплаченные деньги. А она сказала – нет, вы не получите, потому что нам сегодня ночью пришло другое указание.
В другом кабинете, куда я пришла со справкой, где идет продление и регистрация, мне тоже сказали про НОЧЬ: а сегодня ночью нам поступили списки, в которых указано, кого нужно ЗАКРЫТЬ. Вас СБУ закрыла.
Я спросила – куда можно позвонить, чтобы уточнить причину. Она сказала: никуда. Вам никто ничего не ответит. Потому что вас ЗАКРЫЛИ. Всё. Другой информации у нас нет. Я спросила: кому написать заявление о том, что я выехала из Донецка в июне 2014 года, и с тех пор там не была. Она сказала: НИКОМУ, никто ваше заявление рассматривать не будет. Я сказала: тогда ВЫ напишите, что я действительно живу здесь, второй год хожу и вовремя продлеваю справки, и сейчас пришла. Она сказала: я ничего записывать не буду, потому что мне некуда эти сведения подавать, вас ЗАКРЫЛа СБУ. Мы не знаем, что с этим делать. Мы все в смятении. И вас таких тысячи. Даже если вы и будете куда-то звонить – вам все равно никто ничего не скажет.
Много я унижений и безысходности с марта 2014 года испытала, много. Но таких, как сегодня, и главное – абсолютной беспомощности и незащищенности перед чиновниками, властью которых лишили меня заработанной пенсии за 45 лет непрерывного стажа безупречной работы, без объяснения причин, без возможности что-то выяснить, кому-то объяснить, меня просто выставили за дверь, выгнали, как шелудивую приблудившуюся собаку – такое впервые “.
“Мене звуть Рудковський Олег Олександрович! Хочу розповісти історію про безпрецедентний випадок зневаги, нехтування Конституцією і законами України! Ситуація, яке відбувається на сході країни. Я вимушений переселенець з Луганська. Проживаю в Маріуполі разом з вагітною дружиною і малолітньою дитиною. На постійній основі працюю в Маріуполі в Донецькому державному університеті управління, постійно сплачую податки! Звичайно, що я оформив статус вимушеного переселенця і отримав відповідну довідку переселенця. Перший раз оформив адресну допомогу переселенцям 22 червня 2015 року в Управлінні соціального захисту населення Жовтневого району Маріупольської міської ради. 04 грудня 2015 року звернувся з відповідною заявою про перерахунок зазначеної допомоги – у звязку з тим, що я є інвалідом III групи з захворюванням на сахарний діабет. 22 грудня звернувся в той же орган із заявою про продовження виплати адресної допомоги. Не отримавши жодної копійки допомоги, 25 грудня 2016 року звернувся в Жовтневий собез за відповідними роз’ясненнями і отримав довідку про призначення виплат адресної допомоги, датоване 09.02.2016 року. При цьому 05.03.2016 року поштою отримав лист Жовтневого собезу про тимчасове призупинення моєї довідки про взяття на облік як переміщеної особи. Тобто мене неправомірно позбавили, по-перше, статусу переміщеної особи, по-друге, всіх призначених виплат адресної допомоги, по-третє, позбавили права отримання пенсії по інвалідності. І все це без будь-яких законних підстав! Такий мій висновок грунтується на наступному: по-перше, в мене на руках є документ, підписаний моїми сусідями про те, що я постійно проживаю за адресою, наданою в Жовтневий собез, з січня 2015 року по теперішній момент і за цей час нікуди не виїжджав, на моє питання щодо якогось опитування співробітниками Жовтневого собезу стосовно мого проживання чи не проживання за адресою не проводилось, по-друге, в матеріалах моєї справи в Жовтневому собезі є довідка з місця моєї роботи з номерами телефонів відділу кадрів, – на місце моєї роботи ніхто не дзвонив. Ані на мій номер телефону, ані на номер телефону моєї вагітної дружини, жодного разу ніхто з Жовтневого собезу не дзвонив! Це свідчить про абсолютну зневагу до законів України, громадян України, тим більше тих, які змушені були залишити свої домівки, бігти від війни, жити в чужому місці без жодної підтримки!”
Отталкивая этих людей, правительство совершает трагическую ошибку. И масштаб последствий этого будет зависеть от того, как быстро Министерство социальной политики сообразит, что поступает неправильно, и исправит ситуацию.
Анна Романенко
This entry was posted by Заливна Лариса on Березень 6, 2016 at 10:20 pm, and is filed under Про що пишуть і говорять у ЗМІ. Follow any responses to this post through RSS 2.0. Ви можете або трекбек з вашого сайту. |
Останні коментарі