Женщина, чей удел – материнство, любовь, воюет, потому что должна, и за то, что считает важным
В одном из произведений лауреата Нобелевской премии в области литературы Светланы Алексиевич “У войны не женское лицо” кошмар Второй мировой войны показан через такие простые моменты женского быта, как возможность помыть голову, наличие средств личной гигиены, отсутствие женского белья в стандартном наборе солдатского обмундирования.


Мужчину, как учит нас гендерная классика, боевые шрамы украшают. Женщина же, чей удел – материнство, любовь, воюет, потому что должна, и за то, что считает важным. Женщины борются не ради славы, а по необходимости. У украинской войны тоже женское лицо. На хрупкие плечи украинских женщин с самого начала легло волонтерское движение, забота о раненных, прием и расселение сотен тысяч вынужденных переселенцев.
На конференцию собрания Луганской областной общественной правозащитной женской организации “Чайка”, которая прошла 17 октября в Киевском отеле “Голосеевский”, я пришла как психолог. Институт психологии им. Г. С. Костюка проводил тренинг по работе с психотравмой для луганских правозащитниц. Не секрет, что волонтеры и правозащитники встречаются с человеческой болью первыми. Поэтому им необходимы определенные психологические навыки, чтобы знать, как помочь человеку, оказавшемуся в беде. Каково же было мое удивление, когда, слушая выступления участниц собрания – обычных луганских женщин, занимающихся правозащитной деятельностью уже 14 лет, я все чаще ловила себя на мысли, что у борьбы украинцев за свои права лицо тоже женское. Потому что те проблемы, которые озвучивались – дети, образование, жилье, работа, достойное воспитание молодежи, – все это близко любой украинской женщине – матери, дочери и супруге.
В выступлениях участницы пытались дать ответ на три основных вопроса: “Кто мы?”, “К какой цели мы движемся?”, “На каком этапе мы сейчас?”. Классические психологические вопросы для самоидентификации “здесь и сейчас”. По мнению председателя правозащитной организации “Чайка” Ларисы Заливной, ответ на эти вопросы позволит понять “Как дойти до той цели, которую мы себе поставили”.
Кто они?
Правозащитная организация “Чайка” – известное на Луганщине и в общественной среде объединение прогрессивных женщин Луганщины и членов их семей. “Чайка” защищает права женщин, детей, многодетных и неполных семей, социально незащищенных граждан, всех тех, чьи права были попраны неправильными действиями представителей власти, чиновников.
Организация возникла на пике шахтерских акций протеста против нарушения трудовых прав в 90-х годах прошлого столетия, когда в Луганск из разных городов области выходили походами шахтеры, их жены с детьми, чтобы добиться справедливости. В Луганске сформировалась группа поддержки участников шахтерских акций протеста и их законных требований. В нее вошли общественные деятели, правозащитники, юристы, журналисты, учителя, врачи, инженеры, преподаватели вузов и т.д., предприниматели, обычные жители Луганска. Эта группа оказывала гуманитарную, правовую, информационную помощь участникам акций протеста. Именно из этой категории небезразличных к чужой боли луганчан и возникла Луганская областная общественная правозащитная женская организация “Чайка”.
За 14 лет деятельности “Чайки” жители области получили более 10 тысяч бесплатных правовых консультаций, были защищены в судах законные интересы около 200 человек, отменены десятки необоснованных судебных приказов относительно потребителей жилищно-коммунальных услуг, издано 16 пособий для граждан и для общественных активистов. Было проведено проведено более 200 общественно полезных мероприятий: семинаров, конференций, тренингов, Круглых столов, общественных слушаний и т.д. Организация “Чайка” никогда не замыкалась в себе, она стремилась развивать гражданское общество, помогла в создании в области 10 новых общественных организаций. К началу 2014 года была сформирована сеть 23 правозащитных, просветительских организаций и местных инициативных групп “Правовая Луганщина”.
Военные действия прервали эту работу. Были потери среди людей. Была массовая миграция людей на территории, подконтрольные Украине. Часть активистов стала волонтерами, все предоставляли людям по возможности гуманитарную помощь.
Организация продолжает свою работу и сегодня. Многие активисты выехали с оккупированных территорий, но большинство из них продолжают свою деятельность в прифронтовых зонах. Не утрачены также связи с людьми, которые остались “по ту сторону”.
Какую цель ставят перед собой активисты?
Говоря о своих целях, обсуждая положение на прифронтовых территориях, проблемы переселенцев, которых в прифронтовых городах и поселках порой столько же, сколько местных жителей, все делегаты тем или иным образом говорили о государстве вообще. Восстановление попранных оккупантами прав, адаптация людей, утративших дом, поднятие престижа армии среди молодежи, возрождение украинской культуры, правовое воспитание школьников, создание рабочих мест, донесение правдивой информации до людей старшего поколения – все это общегосударственные задачи. Миссией организации, т.е. общественно полезной ролью, как представляют ее себе активисты объединения, является содействие обновлению украинского государства на более высоком цивилизационном уровне. Целью же правозащитного центра является достижение воздействия на государственную политику и на самоорганизацию граждан в сфере защиты прав пострадавших от войны граждан, воинов АТО, переселенцев, детей войны.
На каком этапе мы сейчас?
Основными угрозами правам человека на данное время были названы: нарушение основных прав человека (на жизнь, свободу, здоровье, неприкосновенность, достоинство, семью, жилье, работу, целостность личности, гражданство и принадлежность к государству и т.д.), угроза развитию и здоровью новых поколений, угроза отхода от позитивных цивилизационных обретений.
Актуализировалось значение права на целостность личности. Так называемая “гибридная война” является проявлением консциентальной войны, в ходе которой осуществляется покушение на биологическую и психофизиологическую сущность человека. И первым шагом к ней является война информационная.
Говоря о тех разрушительных последствиях, которые наносит российская пропаганда, Вера Аннусова, председатель женской правозащитной организации “Первоцвет”, сказала: “У нас оторвали куски тела – Крым и Донбасс. Но у нас уже пытаются отобрать и душу – наш язык, украинские традиции, сказку. Никакое оружие, окопы, война не отстроят нашу державу. Только образование и воспитание в национальных традициях”.
С помощью пропаганды о “Трех сортах Украины”, мифов о “бандеровцах”, местными правящими элитами намеренно формировался искаженный образ Украины. В людях искусственно культивировалась ненависть к стране. Эти негативные процессы можно обратить вспять. Для этого на оккупированных территориях необходимо вести разъяснительную и пропагандистскую работу, формировать устойчивое влияние на эти территории, в том числе и через украинские СМИ.
Светлана Стогнеева, продолжающая работу в Новопсковске Луганской области, рассуждая о будущем и о подрастающем поколении сказала: “Что мы упускаем, как учителя? Почему те ученики, которых я, например, учила многие годы украинскому языку, литературе, объясняла, что такое право, Родина, зачастую были первыми, кто поддержал референдум?”. По ее мнению, которое основано на многолетнем опыте школьного учителя, работу необходимо вести не только с детьми, но и со взрослыми, их родителями. “Если родитель ездит на заработки в Россию, то он рассказывает ребенку, что Россия их кормит. Отсюда и сепаратизм”.
Много говорилось о волонтерской деятельности, о помощи семьям, выехавшим из оккупированных территорий, о тех акциях, которые проводят члены “Чайки” для того, чтобы поднять среди луганчан престиж украинских военных, привить детям, живущим в непосредственной близости от линии фронта, любовь к стране, к родному краю.
Самыми актуальными проблемами на сегодняшний день все докладчики называли жилье и работу. И все как один отмечали, что решить эти проблемы невозможно усилиями только волонтеров и местных властей. Необходимо вмешательство государства.
Так, например, глава луганской организации “Теплый дождь”, Антонина Агеева рассказала о большом количестве пустующих деревень по всей территории Украины, о земле, которая ждет заботливых хозяев. Но, главное – это работа. Большинство выехавших – это молодые люди. Для того, чтобы не просто расселить их, а дать им возможность строить свою жизнь, отстраивать принявший их регион, необходимо создавать рабочие места. А для этого нужны территориальные преференции для мелкого и среднего бизнеса. Необходимо внимание государства. “Революция достоинства – это наш шанс что-то изменить”.
Как психологу, который работает с переселенцами, мне известно, что для того, чтобы вывести человека из травмы, направить его по пути позитивных изменений, необходимо разорвать “порочный круг” повторных травматизаций, необходимо изменить среду, которая окружает человека. Никакие усилия российской пропаганды не смогли бы укорениться в душах людей, будь они внутренне свободны. Когда человек не имеет элементарного – ему не до собственного достоинства, “не до жиру”. Именно этим принципом пользовались многие годы криминальные “хозяева Донбасса” и их кремлевские кукловоды. Погружая своих земляков в состояние бесправия и полной зависимости от милости местного чиновника, или владельца предприятия, соратникам, а вернее подельникам Виктора Януковича удалось одурманить миллионы людей, подтолкнуть их к саморазрушительным действиям.
Сегодня возможностью вырваться из порочного круга зависимости от чужих интересов и планов, для людей, переселившихся с разрушенного Донбасса, могут стать механизмы для самореализации, программы развития не регионов, а личностей. Борьба за души начинается с права человека на жизнь, труд, на свободу и на самого себя. И для меня было символичным, что борьбу за души жителей Донбасса начали луганские женщины – правозащитницы.
В одном из выступлений прозвучала фраза, тронувшая меня до глубины души. “Я стала гонимой за свои убеждения. Я изгнанница в собственном доме”. В этих словах боль потери и суть изменений. Нашей общей целью должно стать создание таких условий, возможностей и механизмов, при которых люди, убежденные в верховенстве права, верящие в украинское будущее, не чувствовали бы себя изгнанниками в собственной стране.
Лариса Волошина, журналист
Размещено:Еспресо ТБ

«Ця стаття  надрукована за фінансової підтримки МБФ “Український жіночий фонд”. Відповідальність за зміст документу  несе Луганська обласна громадська правозахисна жіноча організація «Чайка». Інформація, яку представлено в документі, не завжди відображає погляди МБФ  «Український жіночий фонд».